Головные уборы возникли тысячи лет назад. Шляпы защищали от холода и солнечных лучей. А французская мода придала этому полезному аксессуару изысканности. Сообщает портал Культурология.
У истоков возникновения головных уборов стоят платки, которыми покрывали голову еще древние египтяне: полосатый "немес" с синими полосами предназначался для фараонов, жрецы и другие подданные носили клафты.
Древние греки в походах использовали шляпы петасос. Именно этот головной убор стал основой для всех появившихся позже шляп и шляпок, история которых насчитывает уже десятки веков и сотни, а то и тысячи наименований.
Срочно бегите в супермаркет, пока не начались длительные отключения света: что нужно купить каждому украинцу
"Бусификацию" обещают искоренить: ТЦК применят новый подход к мобилизации
"Тысяча Зеленского": как родителям получить деньги за своих детей
Пенсионерам "навесят" новое финансовое бремя: никаких льгот не ждите
В период Средневековья моду на головные уборы едва ли можно назвать разнообразной. Часто роль шляп выполняли капюшоны, которые со временем превратились в некоторое подобие тюрбана с украшениями-фестонами – шаперон.
Шапероны носили и мужчины, и женщины, правда, способ сооружения и ношения этих головных уборов и их цвет варьировались.
С XIV века благодаря королеве Изабелле Баварской стали входить в моду атуры, или эннены – высокие женские шляпы в форме конуса или цилиндра, без полей, сооружаемые с помощью китового уса, накрахмаленного льна и поверх него – дорогих шелковых тканей.
Женщины убирали волосы под эннен, а выбивавшиеся пряди было принято выстригать и выбривать. Высота таких аксессуаров могла достигать одного метра, и при входе в помещение дамам приходилось приседать.
С XVII века шляпы занимают особое место в гардеробе – тульи украшаются перьями, пряжками из драгоценных металлов и даже бриллиантами, а приветствие превращается в изящный ритуал со снятием шляпы и совершением ею определенных движений.
Края полей шляпы нередко поднимали и прикрепляли к тулье. Женщины носили дома чепцы, а на выход – широкополые шляпы, украшенные плюмажем.
У мужчин вошел в моду обычай подкалывать поля фетровых шляп с двух, а затем и с трех сторон – это обеспечивало больший комфорт во время военных действий и на охоте, и дворяне стали носить треуголки.
Постепенно конструкция шляп, как женских, так и мужских, усложнялась, вместе с объемными париками, введенными во французскую моду королевой Марией-Антуанеттой, появились и замысловатые способы украшать шляпы – в том числе специальными механизмами, приводящими в движение фигурки бабочек и птиц.
Начало XIX века подарило миру высокие шляпы с плоским верхом – цилиндры. Французы отличились и тут – шляпник Антуан Жибюс вместе с братом Габриэлем разработал шапокляк – складной цилиндр, с которым было удобно заходить в помещение и смотреть спектакли, ведь шляпа после хлопка становилась плоской, не занимала места и ее можно было носить под мышкой. Шляпа-шапокляк пользовалась популярностью с тридцатых годов XIX века до первой мировой войны.
Очень популярны были и канотье – мужские соломенные шляпы жесткой формы с узкими полями. Поначалу этот фасон нашел распространение среди спортсменов-гребцов, но вскоре канотье уже носили повсюду. Среди женщин, любивших этот вид шляп, оказалась и французская законодательница моды Коко Шанель.
Как сообщал портал "Знай.ua", фата, покрывающая голову невесты на свадебном торжестве — очень древняя традиция.
Также "Знай.ua" писал, кто и когда придумал каблук.