В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года писатель Николай Гоголь сжег рукопись второго тома своего великого романа "Мертвые души".

Гоголь уже более полутора столетий остается одним из самых загадочных писателей: он умел одновременно быть светлым и ироничным, мрачным и полубезумным. И всегда – магическим. Загадка уничтожения писателем второй части "Мертвых душ" до сих пор не дает покоя ни литературоведам, ни обычным читателям.

До сих пор остаются без ответа вопросы: зачем Гоголь сжег рукопись? И как связана это трагическо для литературы событие с его смертью, которую врачи зафиксируют через 10 дней после сожжения рукописи рядом с камином, пламя которого поглотило его детище.

В ту злополучную ночь Гоголь позвал к себе слугу Семена и приказал принести портфель, в котором хранились тетради с продолжением произведения. На мольбы не губить рукопись, Гоголь не обращал внимания. Положил бумаги в камин и поджег их свечой, а Семену закричал: "Не твое дело! Молись!".

Популярные статьи сейчас

Дают всего 3 дня: в Украине изменились правила повесток по почте, что это меняет для мужчин

Когда отменят графики отключения света: кто и как формировал очереди

Изменения в правилах обмена валюты: заначка может превратиться в разочарование

Украинцам выплатят по 4 500 гривен: кому посчастливится получить помощь

Показать еще

Утром писатель пораженный своим порывом, сказал графу Толстому: "Вот, что я сделал! Хотел было сжечь некоторые вещи, давно на то приготовленные, а сжег все. Какой лукавый сильный – вот он на что меня толкнул!".

Впоследствии Гоголь объявил, что начинает поститься. Вскоре совсем отказался от еды. Граф Толстой вызвал врачей, но те не нашли у Николая Васильевича никакой болезни. Через 10 дней он умер от физического истощения.

Некоторые исследователи считают, что роковым стало знакомство писателя с протоиереем Матвеем Константиновским, духовным наставником графа Толстого. Константиновский, отличавшийся резкостью суждений, со временем стал духовником Гоголя.

А когда писатель показал протоиерею свою рукопись, над которой работал девять лет, то услышал отрицательный отзыв. Возможно, именно жестокие слова священника стали последней каплей.

И будто в доказательство того, что рукописи не горят, в 1855 году были опубликованы 5 глав второго тома "Мертвых душ", найденных в разных черновиковых вариантах произведения.

Однако, того, что было в сожженной рукописи, уже не узнает никто. Много поколений исследователей творчества русского писателя задаются вопросом: почему Гоголь сжег второй том "Мертвых душ"? Есть несколько вариантов ответа на этот вопрос.

Первая версия — перфекционизм. Писатель уничтожил редакцию второго тома "Мертвых душ", потому что она ему просто не понравилась.

Вариант второй: писатель уничтожил черновой вариант второго тома, а рукопись попала к графу А. П. Толстому.

Этот вариант маловероятен. Ведь даже если предположить, что Толстой решил скрыть существование рукописи, то за такое долгое время она непременно попала бы в руки исследователей творчества писателя. Однако эта версия очень просто объясняет, почему Гоголь сжег второй том "Мертвых душ": он избавлялся от ненужной бумаги.

Вариант третий: писатель сжег второй том книги, будучи в не совсем адекватном состоянии.

Надо сказать, что писатель с раннего возраста был склонен к депрессии, довольно часто у него случались припадки. Известно, что зимой 1852 года на его душевное состояние негативно повлияла смерть жены его друга. Писатель очень боялся смерти. Возможно, он сжег свой труд в возбужденном эмоциональном состоянии, считая, например, что его творение недостаточно хорошее. Эта версия более правдоподобна.

Вариант четвертый: Гоголь сжег рукопись по ошибке, перепутав ее с черновиками.

В этом случае ответ на вопрос, почему Гоголь сжег второй том "Мертвых душ", звучит чрезвычайно просто: он ошибся и уничтожил не то, что хотел.

Ореол таинственности, который окружал писателя при жизни, после его смерти только сгустился. Так, научный сотрудник московского музея Гоголя утверждал, что Николай Васильевич незадолго до смерти приезжал в свое имение в Украине и закопал там второй том "Мертвых душ" во дворе. Сделал насыпь - небольшой курган, и сказал крестьянам, что, мол, если будет тяжелый, неурожайный год, то раскопаете, продадите и будете счастливы.

Конечно, эту версию можно назвать уже совсем фантастической. Но стоит ли отвергать любое, даже самое нереальное предположение, когда речь идет о Гоголе?