Он не танцевал, он жил и умирал на сцене - ни одного лишнего движения, ни одного случайного движения руки. Он не просто талантливый, он - великий Серж Лифар. В его биографии, как в зеркале отразился весь ХХ век - Гражданская война, Вторая мировая, Оттепель.
2 апреля 1905 в одном из киевских пригородов в семье небогатого чиновника родился знаменитый артист балета Серж (Сергей Михайлович) Лифарь. Пока еще не Серж, а просто Сережа рос очень музыкальным мальчиком с абсолютным слухом.
Семейство Лифарь занимало несколько комнат в доме по улице Тарасовская, 1. Родители жили скромно, но на образование детей денег не жалели.
Сергей занимался музыкой при консерватории по классу фортепиано, а также пел в церковном хоре при Софийском соборе. Имел очень хороший голос и очень тонко чувствовал музыку.
На площади Ивана Франко, 5 до революции была престижная 8-я гимназия, в которой учился Сергей Лифарь. В будущем родители мечтали увидеть сына выпускником консерватории. Но Сергей мечтал о сцене киевской оперы.
Пенсионеров заставят вернуть часть выплат государству
Мобилизацию в Украине усилят: ТЦК заставят работать эффективнее
Всех мужчин заставят установить "Резерв+": какие изменения ожидают мобилизацию
Дают всего 3 дня: в Украине изменились правила повесток по почте, что это меняет для мужчин
На просмотр в киевскую балетную труппу Лифарь пришел в кожаной куртке, как у красных комиссаров. Это решительно не понравилось главному хореографу Брониславе Нежинской:
"Горбатый. Годится разве что для кордебалета» - был ее вывод.
Киевская сцена так и осталась несбыточной мечтой для Сергея. С приходом революции Лифарь вынужден бежать из страны. Он поселяется в Париже, берет уроки у лучших педагогов и вскоре выходит на сцену Гранд-оперы.
Лифарь становится ведущим солистом. Посмотреть на его выступления люди приезжают со всего мира. Он импровизирует в танце, сам придумывает новые декорации и костюмы.
Сцене Гранд-оперы Лифарь отдал 30 лет жизни. Солист, хореограф, постановщик. Он фактически создает новый французский балет.
В 1939 году, несмотря на начало войны, Лифарь остался в Париже, где продолжил работать в театре.
"Пришло 1939 год, и война, уже показала свою мерзкую морду, началась", - писал хореограф в своих "Воспоминаниях Икара".
Парижская Опера была закрыта, труппу разбросало по всему миру, вплоть до Австралии. По пути Лифарь открывает для себя остров Бали и индонезийские танцы, стало источником его вдохновения на будущее.
А дальше была оккупация. Лифарь ездил в Берлин по специальному приглашению Геббельса обсуждать от имени французского искусства вопросы организации зрелищ в новой Европе. Он, при осмотре Гитлером здания парижской Оперы, встретил фюрера и его свиту внизу, у парадной лестницы и водил гостей по всему зданию.
Как написал в воспоминаниях сам танцовщик, власти города обратилась к нему с просьбой согласиться на руководство Оперным театром: "От вас зависит, чтобы нацистский флаг не развивался на его вершине в течение всей войны. Вы имеете право на своюоду всех действий и вам решать, как вы будете действовать с оккупантами и с персоналом оперного театра, чтобы защитить и сохранить артистическую наследство ".
Так Серж Лифарь становится администратором; а также консьержем, уборщиком, телефонистом, электриком, танцором, хореографом и постановщиком балетных спектаклей.
Существуют свидетельства, что он материально помогал противникам и жертвам оккупации, прятал евреев и антифашистов, которые пытались добраться до свободной от немцев зоны.
Много лет Лифарь признавался, что лучше бы тогда его убили в гестапо, чем вынести все это обидное, невыносимое унижение, которому подвергли его после войны. За деятельность Лифаря при немецкой власти французский Движение Сопротивления в Лондоне обвинил его в коллаборационизме и приговорил к смертной казни. Лифаря обвинили в том, что он не закрыл театр и не поехал во время оккупации. Бойцы французского Сопротивления забыли, сколько евреев спас Лифарь, включив их в труппу.
После освобождения Парижа Лифарь был вынужден покинуть Францию. В 1944-1947 годах он возглавлял труппу "Новый балет Монте-Карло». Но в затем национальный французский комитет по вопросам «чистки» отменил обвинение, и балетмейстер смог вернуться в Париж. С 1947 года он снова работал в Опере.
И хотя, казалось, наконец у него было все, но счастливым себя Лифарь не испытывал. Друзьям и жене он признавался, что практически каждую ночь ему снится родной город.
"Даже прекрасный блестящий Париж не смог заставить меня забыть мой широкий и величественный Днепр", - так писал легендарный балетмейстер о Киеве.
Он мечтал приехать в родной город на гастроли, но согласия так и не получил.
Умер Лифарь в Лозанне 15 декабря 1986 года после тяжелой болезни, похоронен недалеко от Парижа, на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Перед смертью хореограф попросил не писать на его могиле никаких титулов и регалий. Только четыре слова: "Серж Лифарь из Киева".