Мы расскажем об удивительном транспорте на котором с удовольствием катались украинцы – экспресс Люксторпеда, которая ходила на Галичине в 1930-х.
До нас не дошло ни одного образца люксторпеди, однако есть фотографии с ее изображением, которые удивляют и сегодня.
Статья "Хюндай" 80-летней давности, которая была опубликована в "Леополисе", приложении к газете "Высокий Замок" 9 августа 2012 года
Lux-torpeda была так называемой "автомотрисой" - вагоном со встроенным двигателем внутреннего сгорания. На нынешней "Укрзализныце" такой транспорт называется рельсовым автобусом. Сама "торпеда" тоже выглядела как гибрид автобуса и лимузина.
Подростки изуродовали женщину и сбросили ее со скалы: самого старшего преступника казнили с помощью пыток
Когда отменят графики отключения света: кто и как формировал очереди
Пенсионерам "навесят" новое финансовое бремя: никаких льгот не ждите
Украинцам выплатят по 4 500 гривен: кому посчастливится получить помощь
Средняя скорость люксторпеди достигала 100-105 км/час., а на прямых участках она могла разгоняться аж до 120 км/ч! Таким образом, выезжая в 5.55 из Коломыи, уже в 8.00 люксторпеда прибувала к Львову – 195 км преодолевала за 2 часа. 5 мин. Сейчас поезд "Киев-Черновцы" преодолевает ее за 4,5 часов.
Существуют упоминания о том, что ранее в Тернополе и Львове также, если хотели описать что-то чрезвычайное и замечательное, говорили "люксторпеда".
Так, когда по всему миру еще дымили паровозы, немцы и австрийцы уже переходили на реечные автобусы с двигателями внутреннего сгорания. Инженеры вновь созданного в 1926 году РКР (Польская государственная железнаяэта) пришли к выводу, что такие поезда значительно дешевле в эксплуатации и способны расвивати немалую скорость. В 1933 году в Австрии купили одну "автомотрису".
Оние прошли удачно, но государство поступило очень рассудительно – вместо того, чтобы купить еще несколько, приобрела права на производство. После этого фабрика Fablok в Хшанове (Западная Галиция) взялась за работу и изготовила пять люксторпед и значительное количество других автомотрис с хорошими техническими показателями.
Все шесть люксторпед базировались в Кракове и Львове. С галицкой столицы они обслуживали пять маршрутов – до Борислава, Коломыи, Тернополя, а также на курорты – в горные столице лемков и гуралей – Колодец и Закопане. Еще один рейс объединил Тернополь, Чортков и Запищики.
Прибывая на станцию, люксторпеда привлекала всеобщее внимание своим сверхсовременным аэродинамическим дизайном и отсутствием столба дыма - некий автобус-лимузин длиной 22 метра В каждой автомотрисы было 48-52 места, все первого класса. На фоне катастрофического состояния автомобильных дорог в межвоенной Польше "люкс-торпеда" была эталоном скорости, комфорта и шика. Правда, и стоило удовольствие недешево - около 40 злотых при тогдашней средней зарплате 200-250.
К сожалению, Вторая мировая война приостановила славную историю люксторпед. Четыре из них разбомбили в депо. Две уцелели во времена нацистской оккупации - с табличками "Только для немцев" их использовали как специальный транспорт - Зопбеггиде для аппаратчиков Дистрйкту Галиция. В 1945 году Красная армия передала их Польши в уничтоженном состоянии. В 1954 году оба вагона распилили на металлолом. Так завершилась славная история люксторпед.
Напомним, каким был первый внедорожник Porsche.
Как сообщал портал "Знай.uа", в Польше впервые стали использовать нефть для освещения улиц. Нефть поступала из района Карпат.
Также "Знай.uа" писал о 10 самых странных изобретений из прошлого.